Размышления о фехтовании по итогам ролевого турнира "Стальные зеркала 2019". Спасибо организаторам, было здорово)). Ссылка на мероприятие здесь:https://vk.com/stalnye_zerkala. А теперь собственно длиннопост. Как говорил Мольер - «Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их…». Звучит просто, но эта простота обманчива. Нанося удар, фехтовальщик решает сразу три связанные между собой задачи: приближается на дистанцию нанесения удара, с достаточной силой приводит рабочую часть оружия в соприкосновение с телом партнера, и – обязательно(!) обеспечивает свою безопасность в ходе нанесения удара. С системной точки зрения основой работы фехтовальщика являются четыре элемента: ноги обеспечивают сближение и удаление от партнера, рука (или руки) доставляют оружие в зону поражения, корпус формирует необходимую для удара силу и положение в пространстве, сознание осуществляет разработку и воплощение тактических схем взаимодействия. Традиционные школы боевых искусств формировали навыки фехтования «от тела», путем многократного повторения стрессовых воздействий, в ходе переживания которых ученик обучался верным способам реагирования. Или не обучался и прекращал обучение в виду смерти или инвалидности. Попробуем пойти от «сознания». Исходя из данного подхода, удары ногами в фехтовании, мягко говоря, не ведущая техника и использование корпуса для сближения-удаления или уклонов (как в боксе) – тоже. Возникает вопрос, а как же Джеки Чан и прочие мастера кунг-фу? Ответ – во-первых, и в основных, это кино, во- вторых, на Джеки так интересно смотреть именно потому что он демонстрирует запредельный уровень владения телом (и кстати, он потратил на это всю жизнь) и в третьих, - в ходе постановки трюков Джеки Чан был поломан столько раз, и продолжает травмироваться так часто, что страховые компании перестали его страховать. Менее очевидно, то, что формирование ударов, да и защит силой только рук неэффективно. Да, руки это самое быстрый и точный инструмент фехтовальщика. Но без подключения силы корпуса руки быстро устают, теряют точность, скорость и силу и... конец предсказуем. Равно, включение силы крупнейших мышц тела в движение требует исключительно вертикального положения позвоночника, поскольку любой наклон в любую сторону фиксирует плечевые суставы – а значит, в разы замедляет удар и увеличивает нагрузку на мышцы рук – и ускоряет утомление. Кроме того, для оптимального вложения силы в удар целесообразно бить по принципу «молота и наковальни» - в сторону вынесенной опоры, а не в пустоту. Любое движение с оружием представляет определенную опасность, но с практической точки зрения выделяют четыре типа формирования удара/укола: - «от плеча» - махом руки в локтевом суставе. Траектории движения оружия тяготеют к кругам и дугам. Медленный, не слишком точный, но сильный, длинный и энергетический эффективный удар. В перемещении оружия осуществляют самые большие мышцы тела, усталость наступает медленно. Удар инерционный – смена траектории после набора скорости затруднена. Прост в освоении; - «от локтя» - сгибанием, разгибанием и поворотом руки в локтевом суставе. Траектория движения тяготеет к петлям и восьмеркам. Быстрый, сильный и достаточно точный удар. Инерционность средняя, позволяет менять траекторию движения клинка, используя натяжение больших мышечных групп тела или контакт с оружием партнера. Из недостатков – удар не слишком длинный и энергоемкий. Освоение требует определенной силовой и двигательной базы. - «от кисти» - сгибанием, разгибанием и поворотом запястья. Траектория движения тяготеет к петлям и спиралям. Точный, молниеносный, но короткий и слабый удар. Инерционность низкая, что позволяет быстро менять направление движения оружия используя натяжение малых мышечных групп. При правильной работе кисти усталость накапливается медленно. Недостатки – удар не требует значимого усилия для парирования и делает кисть вооруженной руки очень уязвимой мишенью. Требует сильного и гибкого запястья и высокой культуры передвижения. - «хлыст» - формируется последовательным вовлечением в удар движения таза, плечевого, локтевого и запястного сустава. Траектория движения тяготеет к возвратно – поступательной волне. Мощный, длинный, точный и быстрый в исполнении удар. Мало утомляет. Из недостатков – требует затрат времени на стадии подготовки к проведению удара, смена траектории после набора скорости невозможна. Сложен в освоении, требует высокой культуры движения. Учитывая, что в фехтовании всегда участвует больше чем один человек, имеет значение распределение участников в пространстве. Выделяется четыре фехтовальных дистанции: - дальняя – для контакта вашего оружия с телом партнера необходимо сделать два движения ногами – как правило, шаг и выпад, оружие партнеров друг друга не касается; - средняя - для контакта необходимо сделать одно движение ногами – как правило выпад, оружие партнеров друг друга все еще не касается; - ближняя – для контакта достаточно движения руки, оружие соприкасается слабыми (быстрыми) частями; - клинч - в соединении сильные части клинков или проведен захват руки (или рук). Вопрос – а как же контакт средними частями клинков? Ответ – если есть такой контакт, то в следующую секунду более опытный фехтовальщик проведет удар/укол в вооруженную руку или лицо/грудь партнера. Так что это не дистанция, а фаза нанесения удара. И если не вы этот удар проводите, то такого положения лучше избегать. Дальше начинаются вопросы тактики. Механика человеческого тела позволяет сформировать любой из описанных ударов на любой дистанции взаимодействия. Но это далеко не всегда эффективно. Как правило, удары «от плеча» эффективны на дальней дистанции, от «локтя» - на средней и дальней, «от кисти» - на средней и короткой, «хлыст» - на любой дистанции. Кроме того, «хлыст» - это единственное, что можно внятно сделать из соединения клинков в клинче. Почему это именно так? В первую очередь, исходя из необходимости обезопасить себя от атак/контратак партнера и биомеханики вложения силы в удар. Удар «от плеча» наиболее эффективен при синхронизации движения руки и шага/выпада - при ударе «от себя» или отхода/отскока – при ударе «на себя». Это движение требует пространства и затрат времени. Удары «от локтя» и «от кисти» в силу более короткого рычага быстрее и «компактнее». Для реализации требуют соединения работы локтей и коленей что может быть достигнуто как выпадом или отскоком так и смещением центра тяжести сгибанием – выпрямлением коленей без отрыва стоп от земли. «Хлыст» начинается с движения таза – это ощутимо долго и требует подготовки. Скорость и биомеханика определяют тактический рисунок поединка на разных дистанциях. Дальняя – энергосберегающая работа «в темп», удары «от плеча», «хлыст». Наиболее безопасная дистанция. Скорость взаимодействия низкая, но это не значит, что на дальней дистанции можно просто стоять. Ведущая техника - одиночные и повторные атаки в стиле «подскочил – ударил – отскочил» в паузах движений партнера. Цели для ударов – голова и плечи для одиночной и повторной атаки, бедро/колено передней ноги для повторной. Руки и голени, если против вас не совсем новичок, быстро убираются из под атаки, а вы провисаете. Ведущая техника защиты - разрыв дистанции с последующей немедленной контратакой. Уместно к применению, когда партнер вас превосходит в технике, скорости, силе, оружии или вы очень устали, или… у вас несколько партнеров, что тоже бывает. В этой связи любое соединение мечей, в т.ч. в блоках – неоправданная трата сил и времени, а так же повышенный риск получить удар. Средняя – «обобщенная» атака в сектор или на оружие с последующим развитием инициативы от реакции партнера и «точная» защита с контратакой. Скорость взаимодействия средняя. Степень опасности повышается, победа зависит от грамотного использования превосходства в технике или скорости. Удары «от локтя», в меньшей степени «от кисти», «хлыст». Цели для ударов - весь периметр тела, уже эффективны атаки вооруженной руки. Ведущая техника защиты – блоки и сливы. Основная цель соединения мечей – остановка/фиксация клинка партнера как подготовка последующей атаки. Расход энергии средний, уместно использовать на дуэли с более слабым или близким по уровню партнером или в ситуации недостатка времени. Ближняя – «аналитическая», заранее подготовленная атака с обязательным убиранием оружия партнера из сектора цели. Скорость взаимодействия высокая, степень опасности крайне высокая, влияние случайностей значительное, в силу чего в любой момент времени, в т. ч. в ходе атаки, оружие фехтовальщика должно находится между его телом и оружием партнера, защищая от возможного контакта. Удары «от кисти», в меньшей степени «от локтя», «хлыст». Цели атаки – вооруженная рука, лицо, грудь, плечи, колено передней ноги. Можно бить и в нижние сектора, но это сильно открывает голову и плечи атакующего что, как правило, не целесообразно. Защита «накладками» и «сопровождением» клинка партнера, перенаправлением траектории его движения, выходы в «мертвую зону» оружия. Основная цель соединения мечей - увод клинка партнера из сектора атаки/защиты. Расход энергии высокий, кроме того, повышенная скорость взаимодействия приводит к быстрому падению концентрации, в силу чего уместно использовать на дуэли с более слабым по уровню партнером или в ситуации крайнего недостатка времени. Клинч – применяется для разыгрывания превосходства в нефехтовальной технике или для выигрыша времени/передышки. Скорость взаимодействия низкая. Степень опасности высокая, влияние случайностей среднее. Ведущая техника атаки – фиксация оружия или вооруженной руки партнера сопряженная с ударом мечем любым доступным способом или иммобилизация партнера для облегчения атаки союзников. Дополнительная техника атаки – «хлыст» из соединения или с выходом из соединения. Цели атаки из соединения – голова, шея, ключица, бицепс, при фиксации оружия партнера – любая свободная для удара часть тела. Ведущая техника защиты – фиксация оружия партнера, выход в его «мертвую» зону. Основная цель соединения мечей – остановка движения оружия партнера и перехват инициативы. Расход энергии низкий, уместно использовать в ситуации физической и психической усталости партнеров или в случае, когда полноценное фехтование невозможно. Часто выступает приемом «последнего шанса». Рассматривая дистанции взаимодействия, бросается в глаза, что чем ближе дистанция, тем выше требования к техническому, скоростному и физическому уровню фехтовальщика. Поэтому наращивать фехтовальный уровень целесообразно в обратном направлении – от дальней к средней, затем ближней и клинчевой, изучая удары и защиты соответствующего уровня. Да, «топовые» фехтовальщики предпочитают работать на средней и ближней дистанции, но они уже могут себе это позволить. Те кто еще не стал «топом» - нет. И даже «топы» не гнушаются дальней дистанцией с незнакомым партнером или устав. Можно ли изучать удары и защиты без привязки к дистанции применения? Можно, но неэффективно, потому что потребует затрат времени сначала на изучение приема в статике, потом в движении, потом в реальном взаимодействии. Можно ли изучать удары и защиты в иной последовательности, чем предложено? Можно, но принцип от «простого к сложному» никто не отменял, поэтому проигрышей и синяков будет больше, скорость обучения - ниже, период «бесполезности» начальных навыков - дольше. С другой стороны новичок, хорошо усвоивший работу на дальней дистанции, уже может принести пользу команде умотав «топа», или даже выбить опытного бойца - уставшего, травмированного или психологически «перегоревшего». То же справедливо для фехтовальщиков среднего класса вышедших против «топов». И, в завершение методического блока – да, клинок может все, но ставить удары и тактику лучше специализированным оружием. Удар «от плеча» и специфику работы на дальней дистанции проще наработать с топором или клинковым оружием жестко фиксирующим кисть – типа индийского талвара, удар «от локтя» и средняя дистанция хорошо ставится азиатской саблей или «ятаганным» клинком, удар «от кисти» и ближняя дистанция - шпагой или болонским мечем, клинч – полуторником. Дальше – только показывать). В заключение – здесь не рассмотрены вопросы взаимодействия в «поле» вне временных и пространственных ограничений турнирного круга, а так же вопросы массовых столкновений. Но это отдельная тема, требующая отдельного рассмотрения.